С чего начинается мёд

Государственное унитарное хозяйство «Нектар», расположенное в станице Нестеровской Сунженского района Ингушетии, известно на всю республику, а его продукция – далеко за её пределами. Созданное 27 октября 1997 года хозяйство специализируется на производстве мёда, пчелопакетов и пчеломаток серой горной кавказской породы. Начинали с 250 пчелосемей, сейчас в хозяйстве 600 пчелосемей.  Директором хозяйства был назначен Костоев Мовлат Махмутович, проработавший в бывшей Чечено-Ингушской АССР в республиканском пчелосовхозе «Чечено-Ингушский». Начинал он свою карьеру пчеловодом, потом стал бригадиром пчелобригады. Более двеннадцати лет проработал главным зоотехником, на его попечении было свыше 4500 пчелосемей. ГУП «Нектар» пришлось организовывать в тяжелые для Ингушетии времена, рядом шла война. Практически никакой помощи не получали, кроме преобретения пчелосемей. Не было транспорта, оборудования, пчелоинвентаря. На работу приходилось брать практически не имеющих никакого опыта работы с пчёлами людей. За период с 1997 года было обучено и подготовлено более ста человек, которые сейчас работают на своих семейных пасеках. К трудной и ответственной работе Мовлат Костоев привлёк практически всю свою семью. Правой его рукой стал старший сын – Мухамед Костев, который сейчас является незаменимым работником – зоотехником-селекционером в хозяйстве. Фариза Балаева, дочь М. Костоева-старшего, тоже работающая в ГУП «Нектар», бухгалтером рассказывает – Наши дед и прадед занимались пчёлами. Они, по сути, и были для нас первые и лучшие учителя. Это наше самое высшее образование. Обучение в вузе, увы, столько никогда не даст. Мы с малых лет наблюдали за их работой, запоминали тонкости пчеловодства, нюансы жизни пчел. Теперь подросли наши дети, и мы им передаем наши знания, полученные от предков, и те, что наработали сами. Ведь им продолжать дело. За последние пять лет в ГУП «Нектар» произведено 12,5 тысячи пчеломаток и 1,5 тысячи пакетов пчёл серой горной кавказской породы для использования в хозяйстве и реализации в Республике Ингушетия и за её пределами: Чеченской республике, Краснодарском и Ставропольском крае, Ростовской, Волгоградской, Рязанской и других областях.

Дело государственной важности

Своим природным богатством леса Северного Кавказа представляют собой огромный интерес для развития промышленного пчеловодства. Многие лесные породы, например, липа, дают в условиях горного рельефа продолжительные и обильные взятки для пчел благодаря разновременному цветению их на террасах различной высоты. Кроме того, леса обеспечивают жизнь растущим здесь кустарниковым медоносам, не говоря уже о травянистом покрове горнолесной зоны. Многие виды ценных медоносных растений исчезли бы совсем, если бы не произрастали под защитой древесных пород на опушках лесов и по лесным полянам. А в Ингушетии, в последнее время стали регулярными «пиратские» вырубки. Лес – это первооснова всякого промышленного пчеловодства, независимо от того, находятся пчелы в самом лесу или вблизи него, или даже на далеком расстоянии. Опасность рубки деревьев зашла настолько далеко, что проблемой озаботился глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, созвав специальное совещание с лесничими, наказав им строго следить за незаконной вырубкой леса, предотвращать ее и строго разбираться с нерадивыми. А в лесничествах регулярно расширять медоносные насаждения. Стоит сказать, что в последние годы, видя положительное развитие пчеловодства в своей республике, Евкуров обратил особое внимание на своих пасечников. Он даже предложил создать Ассоциацию пчеловодов Ингушетии. По его мнению, объединившись в общественную структуру, пчеловоды смогут аккумулировать все пр. Он также отметил, что власти республики намерены обеспечивать их госзаказами.

 «Мёд Ингушетии должен стать торговым брендом региона. И это должен быть идеальный продукт: экологически чистый, без примесей», – сказал глава республики. Но прежде чем попасть на российские торговые рынки, продукция должна получить сертификат качества. На что пчеловоды Ингушетии, в том числе и ГУП «Нектар», ему ответили, что производят элитный продукт, имеющий целебные свойства. Их пасеки располагаются в экологически чистых районах, с лучшими медоносными травами. К слову сказать, работники «Нектара», хоть и знали ценность своего меда, но все же отвезли образцы в специальную лабораторию, находящуюся в Подмосковье.

– Честно сказать, – говорит Фариза Балаева, – были сами удивлены, насколько высоко оценили там качество нашей продукции. Между тем, мёд и другие продукты пчеловодства ГУП «Нектар» на Северном Кавказе почти не встретишь. Разве что в самой Ингушетии и немного в Москве. Практически все, что называется «на корню», скупают оптовики. Наметился контакт и с зарубежными партнерами, но уж слишком много согласований российские чиновники на это требуют. Но уверена, трудолюбивые, как и их подопечные пчёлы, работники «Нектара» преодолеют и эти препоны.

Запах детства

Рассказали в «Нектаре» и такой случай. Приехали как-то они со своим медом на сельскохозяйственную выставку в Москву. А среди множества сортов был у них и особенный, довольно редкий – молочайный. Он имеет специфический вкус и запах. Очень целебный к тому же. И подошла к стенду ингушского пчеловодческого хозяйства «Нектара» женщина. Пригляделась и ахнула:

– Неужели молочайный? Да это же вкус моего детства и юности! Я сама из Грозного, но уже много лет живу в Москве. Это родной для меня запах, такого нигде в мире больше нет! И тут же скупила всю партию. Ни одной баночки не оставила. Сияя от счастья, ушла со своей драгоценной ношей.

– Мы проводим селекционную работу на своей пасеке, улучшая породу пчёл, – говорит в завершении нашей беседы Мовлат Костоев, – поддерживаем отношения с Краснополянской опытной станцией пчеловодства, с НИИ пчеловодства. Они дают нам рекомендации, держат в курсе новых разработок, методов ухода. Выезжаем на совещания руководителей российских пчеловодческих предприятий. Не случайно в пчеловодческое хозяйство «Нектар» тянутся пчеловоды, занимающиеся разведением пчёл частным образом, те, кто хочет заняться этим полезным делом. Из своих знаний и опыта, наработанных в течение многих лет, Мовлат Костоев секрета не делает. Охотно делится ими с людьми, представляет желающим литературу по пчеловодству, методички, в общем, консультирует их.

–Организация пчеловодческого хозяйства – очень своеобразный, специфичный труд, чтобы заниматься им, нужно быть подкованным и теоретически и практически, – говорит Мовлат Костоев.

 – Еще его нужно любить и уважать, без этого в пчеловодстве нельзя получить ни дохода, ни удовлетворения.

 

Пчёлочка златая

Ингушетия – самая маленькая и самая молодая республика Российской Федерации. На юге она граничит с Грузией, с запада ее теснит Северная Осетия, с востока – Чечня. Небольшая территория, вытянутая с севера на юг, четко делится на две части – равнинную и горную. Дело не только в рельефе: это два разных мира, где древность и современность почти не пересекаются.

И вот в одном из этих миров – в селе Новый Редант Малгобекского района – живет Шарпудин Даскиев. Любознательный и предприимчивый человек, он всегда стремился к новым высотам и новым вершинам. Покорять неизведанные высоты – природная черта его характера, отмечают земляки, уважающие Шарпудина Ахметовича. Может быть, потому, уже став зрелым мужчиной, он решил круто изменить свою жизнь, организовав пчеловодческое хозяйство. Свою мечту он претворил семнадцать лет назад, обзаведясь на первых порах 20 ульями, что меркам опытных пчеловодов так, «на любителя». Дело новое изучал, читал литературу, расспрашивал старейшин. Место то для пчеловодства словно самим Всевышним создано – чистейший горный воздух, прекрасные луга со множеством цветоносов, вокруг на многие сотни километров никакой химии. И зажужжали пчелы на радость Шарпудину Даскиеву. Да так, что в 2000 году уже отважился зарегистрировать свое ООО с говорящим названием «Пчёлка». За своим «стадом» новоявленный пчеловод отправился аж в саму Москву, в племрепродуктор, справедливо рассудив, что даже пчела должна быть элитной. Тогда и дело станет таковым. И не как только сбыт продукции стал налаживаться, всю жизнь проживший в красавице Ингушетии, или как называют ее сами ингуши Республике Галгай, и как истинный горец любящий все красивое и добротное, задумался Шарпудин Даскиев об упаковке. Мы в наших магазинах, в основном, в чем видим? В полиэтиленовых, редко в стеклянных баночках? Не по душе это оказалось главе ООО «Пчёлка». Хороший товар должен быть показан покупателю в наилучшем виде.

И с 2012 года организовал в «Пчёлке» собственное изготовление фирменной деревянной тары. Этакие фирменные бочонки для мёда – на один и два килограмма, на 500 и 700 граммов. Тоже, между прочим, объёмы не с потолка взяты. Давным-давно в результате дорогостоящих маркетинговых исследований выяснено было, что это для мёда самые ходовые продажи. Да ведь и бочонки не просто деревянные, а только из липы. Делают в пчеловодческом хозяйстве и медовые подарочные наборы – эти ну просто загляденье. Своим наиболее значительным, но, разумеется, не последним достижением пчеловод считает диплом, привезённый им четыре года назад из Москвы с Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Не случайно большая часть производимой продукции ООО «Пчёлка» реализуется в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Часть отправляется даже в Германию.

– Ничего удивительного, – считает Шарпудин Даскиев. – Там у нас родственники живут. Они привозили себе, а теперь и на продажу берут. Мёд - то экологически чистый, высокого качества.

Газета «СКФО-Агро»

19 октября 2016 г.

Материалы по теме: