Наталья Боева, директор фирмы Калория

Так считает Наталья Боева, Герой Труда Кубани и генеральный директор фирмы «Калория». Сегодня, пожалуй, нет ни одного представителя бизнеса, которого не волновала бы тема вступления России в ВТО. Что будет с тем, кто сегодня производит реальный продукт, пользующийся спросом у рядового потребителя? Ответ может быть разный, но то, что все будет непросто, сомнений не вызывает.

По мнению Натальи Дмитриевны Боевой, первыми пострадают от правил ВТО отечественные сельхозтоваропроизводители, особенно переработчики сельхозпродукции, которым и без ВТО было несладко. Сегодня, считает она, на российский рынок потоком хлынет дешевая западная продукция в яркой красочной упаковке, что совсем не означает качества. Потому что в Европе, придавая большое значение упаковке, подчас мало думают о самом продукте. И пока требования ВТО еще не вступили в силу, обозначилась серьезная проблема, требующая разрешения, - это разница технических регламентов. У нас принят регламент, согласно которому сыр с растительными жирами называется «сырным продуктом». В Польше, Литве, Белоруссии, а они выпускают твердые сыры с растительными добавками, это называется сыром. При возникающей разнице цен мы сразу же попадаем в неравные ценовые условия, а формирование цен - вопрос очень острый и для нашего производителя актуальный. Непонятна и ситуация с уплатой НДС - при самых простых подсчетах оказывается, что даже после обозначенного возврата производителю 10% в итоге получается более низкая цена на продукцию. И конечно, мы, переработчики, должны знать о принимаемых решениях раньше, чем российские прилавки заполнятся продукцией наших коллег по ВТО.

Что может конкретно потерять от вступления нашей страны в ВТО такой крупный переработчик сельхозпродукции, как «Калория»? Практически у всех наших крупных торговых сетей уже сегодня иностранные собственники.   И вряд ли они будут советоваться с нашими производителями о величине сегмента отечественной продукции в общем товарообороте - российского производителя могут просто «вытолкнуть» с прилавков.

   

- Сегодня сети активно развиваются, - продолжает Наталья Дмитриевна, - мы начинали торговать с пяти процентов от всего объема, а сегодня уже до сорока процентов продукции реализуем в сетях. Причем наша «молочка» присутствует не только в Краснодарском крае, но уже и в соседних регионах - в Ростове, Ставрополе, Саратове. Мы ставим задачу выходить и в федеральные сети. Как будет решаться эта задача в связи с вступлением в ВТО? Очень непростой вопрос. И если каким-то образом мы окажемся вне сетей, последствия будут не радужные. Чтобы это предусмотреть, нужно взаимодействие регионов и, конечно, очень нужно большое краевое совещание с приглашением специалистов из Москвы, которые доходчиво и внятно объяснили бы механизм взаимодействия сельхозпроизводителей и переработчиков с условиями BTO. А времени терять нельзя. Еще один аспект «мероприятия» - нас убеждают в том, что, получив членство в ВТО, мы станем приобретать сельхозтехнику гораздо дешевле. Это опять игра в одни ворота – мы-то станем, но вот почему не стоит вопрос о том, чтобы наши продукты питания шли в страны ВТО как готовый продукт, а не как сырье? Почему мы пускаем к себе европейских производителей практически без всяких ограничений, а наша продукция, натуральная и качественная, Европе не нужна? А ведь продукция фирмы «Калория» неоднократно участвовала и побеждала (!) на престижных международных выставках.

  

Наталья Дмитриевна задумывается, затем делится воспоминаниями:

- Мне удалось побывать на самых разных зарубежных предприятиях (спасибо администрации края и лично А.Н.Ткачеву – дали возможность «подпитаться» зарубежным опытом), пришлось побывать и в Германии, и в Англии. В Европе существуют определенные стандарты качества, для себя – самые жесткие, затем стандарты для экспорта, а уж потом для так называемых «третьих стран», к которым относят и нас. Хотя прямо об этом не говорит никто. Фирма «Калория» постоянно участвует в крупных европейских выставках, и наши представители знают, в какие очереди выстраивались те же немцы, чтобы купить кубанский натурпродукт.

  

 

  

Говоря языком рынка, молочная продукция под брендом «Калории» пользовалась устойчивым спросом в Европе, и кубанцы могли торговать ею наравне с крупнейшими мировыми производителями. Однако...

- Сегодня нам уже запретили торговать на выставках, - с горечью отмечает Наталья Боева.

- И вопрос цены не стоит, вопрос - в НАТУРАЛЬНОСТИ продукта. Ведь в европейских странах давным-давно продукция не чисто натуральная, а с растительными добавками. Достаточно сказать, что о твороге там и не слышали, а понятие сметаны, ряженки, кефира вообще не существует. Поэтому и не стоит удивляться запрету на покупку ее для посетителей наших выставок... А тем временем уже наши ближайшие соседи из Белоруссии и Украины везут к нам, в благодатный молочный край, свою продукцию – молоко, кефир, творог, сыры – продукты со сроком реализации до 30-40 дней. Любому понятно, что без помощи каких-то химикатов такого срока не достигнешь. Творог из Бреста... Точно так же, скорее всего, будет и с продукцией европейских производителей после того, как правила ВТО окончательно вступят в силу на территории России. По всему видно, наступают не лучшие времена. Но в «Калории» не принято опускать руки, сетуя на трудности. Здесь уже решили вплотную заняться логистикой, понимая, что это просто необходимо. Раньше менеджеры фирмы занимались этими вопросами самостоятельно, но жизнь вносит свои коррективы, и сегодня на фирме пришли к решению о необходимости приглашения иностранной компании, для того чтобы проблема решалась опытными специалистами. Совсем недавно Наталья Дмитриевна побывала в Туле, где работает немецкая логистическая компания. По ее словам, там уже виден результат – существенная экономия средств. За 20 лет своего существования фирме «Калория» удалось по-настоящему сделать себе имя, завоевать прочные позиции среди других молокоперерабатывающих заводов, и не только на Кубани. Несмотря ни на какие вызовы современного рынка, опасности, таящиеся в пока еще таком загадочном ВТО, здесь проводится постоянная реконструкция, вводятся новые мощности, модернизируются старые. Руководство фирмы постоянно нацеливает себя на решение одной из острейших социальных проблем - повышение занятости людей. Сегодня в фирме «Калория» бережно сохраняют свои кадры, повышая их профессиональный уровень. На предприятии собрана команда высококлассных специалистов с хорошим образованием и большим опытом работы. В самых разных отраслях экономики нашей страны таких предприятий достаточно. Однако в своей сфере – переработки молока – «Калория» одна, и ее коллективу во главе с Натальей Дмитриевной Боевой по плечу самые серьезные задачи.

Александра Панченко, Владимир Майский
Газета "Аграрная Кубань"
7 февраля 2012 г.