В Минсельхозе РФ в рамках реализации «Государственной программы развития АПК России и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» проводится апробация мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «Зеленой» корзины ВТО.

Департаментом регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России уже подготовлен проект Концепции по разработки мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи. Основной мотивацией для принятия Концепции и апробации в этом направлении «пилотных» проектов стало вступление России во Всемирную торговую организацию. Государство, наконец, осознало, что это несет серьезные риски для отечественного АПК, а снижение уровня таможенно-тарифной защиты открывает внутренний рынок для зарубежных производителей и поставщиков продовольствия. Более того, обязательствами по сокращению ограничено применение компенсационных мер государственной поддержки. Теперь уже ясно, что в перспективе эти факторы неизбежно приведут к сложностям в отрасли. Под вопрос ставится и продовольственная безопасность страны. В этих условиях актуальным представляется опережающее наращивание мер господдержки АПК, по «зеленой корзине» ВТО, то есть не оказывающих или оказывающих минимальное воздействие на торговлю и, соответственно, освобожденных от обязательств по сокращению. В этом контексте и была избрана внутренняя продовольственная помощь. В соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству ВТО «право на получение продовольственной помощи связано с четко определенными критериями, относящимися к целям обеспечения питанием. Такая помощь предоставляется в форме прямых поставок продовольствия заинтересованным лицам или предоставления средств, позволяющих приобрести пищу правомочными реципиентами продовольствия по рыночным или субсидируемым ценам. Закупки продовольствия правительством осуществляются по текущим рыночным ценам, а финансирование и управление являются транспарентными». Цель Концепции – практическая разработка мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. И для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

– проанализировать международный опыт применения механизмов внутренней продовольственной помощи для поддержки производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции;

– оценить возможность применения в России подходов, распространенных в международной практике, с учетом уровня развития АПК и текущего состояния сферы адресной социальной поддержки граждан;

– предложить виды, формы и механизмы внутренней продовольственной помощи с учетом международного опыта, а также уровня развития АПК и текущего состояния сферы адресной социальной поддержки граждан в России;

– провести апробацию данных механизмов с целью оценки их эффективности для поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции;

– подготовить доклад в Правительство Российской Федерации с итогами апробации, предложениями по реализации механизмов внутренней продовольственной помощи в субъектах Российской Федерации с уточнением источников, механизмов и объемов финансирования, а также проектами изменений и дополнений в нормативную правовую базу.

При переходе к рыночным отношениям развитие социальных механизмов в России было приостановлено, приоритет получило ускоренное развитие торговых сетей, ориентированных только на импортную продукцию. А в связи с отсутствием государственной политики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд по поддержке отечественного производителя доля импорта постоянно возрастала. И эта тенденция продолжается. Таким образом, в условиях членства России в ВТО, средства, выделяемые из государственных и муниципальных бюджетов на внутреннюю продовольственную помощь, будут все больше «работать» на поддержку иностранных производителей, поскольку страна происхождения продуктов питания не имеет значения для тех, кто их закупает. Одна из главных причин сложившейся ситуации заключается в том, что размещением заказов, организацией питания на местах занимаются органы управления социального блока, не имеющие ни задач по поддержке отечественного производства, ни соответствующей квалификации. Работа в данном направлении ведется только там, где сельское хозяйство – основа местной экономики. А основные потребители – крупные города – все больше ориентированы на более дешевое импортное сырье.

Этому способствует и фактическое отсутствие контроля безопасности и качества при поставках продовольствия, отсутствие инструментов прослеживаемости исходного сельскохозяйственного сырья для производства пищевых продуктов. В этих условиях даже при наличии формального требования и желания государственного или муниципального заказчика закупать продукты отечественного производства цели поддержки отечественного сельхозтоваропроизводителя не будут достигаться. Механизмы адресной продовольственной поддержки населения в России практически не используются. Нормативная правовая база на федеральном уровне не сформирована. В некоторых субъектах Российской Федерации имеются положительные примеры, однако их масштаб незначителен. Помощь малоимущим гражданам, оказываемая по линии Минтруда России, не имеет прямого отношения к продовольствию и, соответственно, поддержке АПК. Данные проводимого Минобрнауки России в 2011–2012 годах всероссийского мониторинга организации школьного питания свидетельствуют о том, что фактическое питание в указанных учреждениях не является сбалансированным. Прежде всего, по продуктам животного происхождения (мясо, рыба, молоко), а также фруктам и составляет в среднем менее 60 % от рекомендуемой рациональной нормы. Это обусловлено недостаточным выделением средств на питание (в среднем 70 % от потребности) и их неэффективным расходованием государственными и муниципальными заказчиками (эффективность в среднем не превышает 80 %). В этом контексте разработаны предложение по видам и формам поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи. Внутренняя продовольственная помощь будет подразделяется на систему социального питания в бюджетных учреждениях и адресную продовольственную поддержку. Адресная продовольственная поддержка может осуществляться путем бесплатного (льготного) предоставления:

– питания в сети специализированных предприятий общественного питания (социальных столовых);

– пищевых продуктов установленного ассортимента в предприятиях торговли (социальных магазинах или специализированных отделах обычных магазинов);

– иными способами.

Помимо указанного выше, для сельской местности актуальным механизмом адресной продовольственной поддержки может стать бесплатное (льготное) предоставление семян, саженцев, кормов для сельскохозяйственных животных и их молодняка.

Получателями внутренней продовольственной помощи могут стать:

– дети из малоимущих и многодетных семей, в том числе обучающиеся в образовательных учреждениях;

– малоимущие беременные и кормящие женщины;

– малоимущие пенсионеры и инвалиды;

– иные категории лиц по решению соответствующих органов государственной власти.

Таким образом, в России в число мер по обеспечению продовольственной безопасности входит формирование механизмов оказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание. Число потребителей социального питания в России составляет 32,5 млн человек. Адресной продовольственной поддержкой может быть охвачено еще до 15 миллионов малоимущих граждан. Потенциальная емкость рынка социального питания и продовольственной помощи составляет 640 и 150 млрд рублей в год соответственно. При грамотной организации эта потребность может сформировать стабильный долгосрочный спрос на продукцию отечественного АПК. Концепцией предусматривается апробация и оценка эффективности механизмов внутренней продовольственной помощи для поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе реализации комплексных региональных «пилотных» проектов, финансируемых из федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников. Главам субъектов Российской Федерации уже направлено обращение министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова с предложением принять участие в «пилотных» проектах по этому направлению. Предложения по участию будут рассматриваться до 20 апреля 2013 года. Планируется, что в ходе реализации проектов должны быть решены следующие задачи:

– апробация различных видов и форм внутренней продовольственной помощи для поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции;

– апробация механизмов, обеспечивающих прослеживаемость пищевой продукции (развитие производственной и товаропроводящей инфраструктуры, использование современных электронных платежных систем) и ориентацию на отечественного товаропроизводителя;

– оценка эффективности механизмов внутренней продовольственной помощи для поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

Регионам предлагается апробировать два направления внутренней продовольственной помощи: в системе социального питания в бюджетных учреждениях и адресную продовольственную поддержку нуждающимся гражданам. Получателями внутренней продовольственной помощи могут стать дети из малоимущих и многодетных семей, в том числе обучающиеся в образовательных учреждениях, малоимущие беременные и кормящие женщины, малоимущие пенсионеры и инвалиды, иные категории лиц по решению соответствующих органов государственной власти. Основным требованием к субъекту Российской Федерации – участнику «пилотного» проекта является комплексный программно-целевой подход к решению поставленных задач, которые носят межведомственный и межотраслевой характер. Срок проведения «пилотных» проектов предлагается установить с 1 сентября 2013 года по 31 августа 2014 года. Дата запуска «пилотных» проектов привязана к началу учебного года (контингент учреждений образования составляет около половины потребителей в социальном питании). С другой стороны это позволит субъектам Российской Федерации, претендующим на участие в «пилотных» проектах, провести необходимые подготовительные мероприятия, разработать и утвердить региональные программы развития механизмов внутренней продовольственной помощи и предусмотреть в бюджетах соответствующие ассигнования. Длительность «пилотных» проектов – 1 год, что позволит Минсельхозу России проанализировать результаты их проведения и подготовить предложения по расширению масштаба применения механизмов внутренней продовольственной помощи для поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

Текст: Елена Осипенко
Фото: Сергей Малых
Газета «Аграрная Кубань»
15 апреля 2013 г.

Материалы по теме: