Не зря говорят: где тонко – там и рвется. В сельскохозяйственной отрасли масса не отрегулированных законодательным образом глобальных проблем. Но все ли новые законы, которые принимают на местном уровне, пойдут крестьянам на пользу?

Что отнимаем у земли?

Сегодня положение селян нормальным назвать трудно – сказалось эмбарго на экспорт зерна, которое продолжалось почти год. В очередной раз взлетели цены на горючее. Можно сказать, раз такую пиковую ситуацию создали на федеральном уровне, оттуда и надо начинать решение всех проблем. Но ждать, когда это случится, – только время терять. В Ростовской области пытаются помочь селянам своими, местными законами.

Принятые недавно в области законы «О плодородии почвы», «Об использовании земель сельскохозяйственного назначения» можно реально использовать как рабочие инструменты в борьбе за прекращение хищнической эксплуатации земли, возвращение в хозяйства такого понятия как севооборот. На законодательном уровне взялись регулировать даже долю подсолнечника в общей массе выращиваемых культур, напоминать аграриям о требованиях агротехники. Правда, здесь свои коррективы внесла и суровая действительность: некоторые хозяйства в нынешнем году до минимума сократили площади подсолнечника, и не сеют его вовсе – заразиха губит культуру, которая из-за этого заболевания стала убыточной, собранные урожаи не покрывают понесенных затрат. Те, кто ударился лбом о стену, все поняли и без закона. Тех же, кто еще пытается что-то «урвать» у истощенной земли, остановит закон.

А в дополнение появились стимулы: господдержка во всех ее формах станет доступной только тем, кто строго выдерживает научную систему земледелия. Однако почему те, кому эти законы необходимо выполнять, то есть сами крестьяне, не все воспринимают «на ура»? Они по-житейски просто рассуждают: «Почему мы сеем подсолнечник «до упора», до того момента, пока этого уже нельзя делать по «жизненным показаниям»? Да потому, что на подсолнечник есть хоть какая-то цена! На производстве зерна при почти полном отсутствии госзаказа, какого-либо прогнозирования цен можно просто разориться…»

– Если уж взялись сравнивать себя с Западом, развиваться, как они, то не лучше ли начать с главного: определить ценовую стратегию, порог цен на зерно, за которым вступают в силу экстренные спасательные меры, а производитель получает дотации. Но для этого нужна система госзаказов, или другие регулировки, или надежные схемы экспорта, нормы внесения удобрений, а также сохранение плодородного слоя пашни, – говорят селяне. – Иначе из земли будут выжимать все соки, ничего не давая взамен.

Рога и копыта

В перспективе солидного законодательного обеспечения требует и развитие животноводства. Некоторые законодатели считают, что принятых законов о растениеводстве достаточно для того, чтобы двинуть эту отрасль вперед. Ведь животноводство немыслимо без кормов, а их выращивают на земле… Но что делать с низкими закупочными ценами на продукцию животноводства? Выходит, нуждается в пересмотре вся аграрно-экономическая политика. Круг замкнулся.

И таких гордиевых узлов, которые в регионах невозможно разрубить без вполне конкретных шагов центра, – немало.

Африканская чума прошлась с косой по свиноводству. Так что теперь – прощай, свинина?! Почему бы не возродить отрасль на новом уровне? Но необходимо обновить рамочный закон 
«О ветеринарии». В комитетах донского парламента идет усиленная работа над созданием такого законопроекта, но ведь его еще надо соотнести с российским одноименным законом, а тот уже несколько лет «на подходе», и все – никак. Эксперты считают, что если вместо ветеринарных сертификатов в ряде случаев будут выдаваться сертификаты соответствия, которые станут выписывать сами производители продукции, как предлагает Минэкономразвития, то это может значительно ослабить систему ветеринарного контроля. А значит, продвигать продукцию за границу станет просто невозможно. Контроль должен быть независимым.

Так что животноводство, а вместе с ним и переработка мясной и молочной продукции пока будут ждать лучших времен, несмотря на все усилия местных законодателей. Им самим в отдельно взятых регионах проблемы не решить.

Фермерам – лицензии

В Ростовской области, по примеру Запада, планируют ввести лицензирование на занятие хозяйственной деятельностью в системе АПК, без чего во многих странах кредитов предприятию не выдают. Чем это обернется для фермеров – вот вопрос. Сегодня и так многие законы работают «против» малоземельных крестьян. Они не в состоянии поддерживать на должном уровне севооборот, поэтому практически единицы постоянно получают господдержку. Она в основном уходит крупным холдингам. Если в ближайшее время ввести лицензирование на занятие сельскохозяйственной деятельностью, то вполне возможно, это приведет к еще одному этапу передела земель. Нет лицензии – отдай землю крупному соседу-землевладельцу. Ему эту лицензию купить легче. При том уровне чиновничьего засилья, который существует сегодня, такие решения надо принимать с осторожностью.

Рыбе без воды – никак нельзя

В прошлом году на страницах нашей газеты не раз поднималась проблема рыбоводов, которая возникла из-за внесения изменений в Водный кодекс РФ. Донские законодатели вышли с инициативой изменить его 11-ю статью с целью обеспечения бесплатного забора воды для рыборазводящих хозяйств. С прошлого года оплата водозабора забирала у хозяйств до трети всего дохода, что развитию рыбоводства, конечно, не способствовало. С обоснованием этой инициативы в Госдуме РФ выступал первый заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области, председатель комитета по аграрной политике, продовольствию и природопользованию Николай Беляев. Были внесены и предложения по изменению статьи 65 Водного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за распашку земель в прибрежной защитной полосе рек и близ оврагов и даже полный ее запрет. Это серьезное нарушение, влияющее на состояние почв и экологию.

Речь также идет об изменениях в статье 25, которые предусматривают законодательное закрепление за муниципалитетами полномочий по участию в осуществлении мер по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности, – тех же прудов на территориях городов и районов. Поддерживать их в должном состоянии местные власти не в силах. Нет на то денег, да и прав тоже нет. Поправки позволят устранить эту нестыковку. К примеру, глава сельского поселения готов почистить имеющиеся на территории пруды, и деньги на то есть, но его сразу обвинят в нецелевом расходовании муниципальных денег.

Какими станут «отношения»

Сразу в двух чтениях в конце июня в Законодательном собрании Ростовской области прошел закон «О внесении изменений в регулирование земельных отношений», который существенно повлияет на эти самые отношения. Отныне правом преимущественной покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения будет обладать Ростовская область, а не поселения. Администрация же и определит, кто будет уполномочен заниматься реализацией этого права. Предложена и новая редакция статьи о принудительном изъятии земельного участка и принудительном прекращении права на земельный участок.

Наталья НИКОЛАЕВА.
Ростовская область.
Источник: www.zizh.ru
30 июня 2011 г.